«Мистер Нокаут» — рецензия

В День защитника Отечества российская киноидустрия презентовала широкой общественности фильм про легенду советского бокса Валерия Попенченко – «Мистер Нокаут». Выпускник тайшетской школы бокса, начинающий журналист Сергей Новик посетил кинопремьеру, чтобы поделиться с нами своим мнением об этой картине.

Рецензия на фильм Артёма Михалкова «Мистер Нокаут»: Настоящие бои велись за пределами ринга.

Многие, не самые дальновидные люди, считают бокс простым мордобоем, где нужно лишь без устали колотить друг друга по голове. Не лестны высказывания и о боксёрах: мол, интеллектом эти спортсмены не блещут.

А вот Валерий Владимирович Попенченко преуспевал и на ринге, и в науке, и во многих других дисциплинах. Боксёр был талантлив буквально во всём. Всегда ставил перед собой цель добиться самых высоких результатов. Стать лучшим и никак иначе. Шестикратный чемпион СССР, двукратный чемпион Европы и чемпион Олимпийских Игр в Токио 1964, и ко всему прочему кандидат технических наук. Попенченко писал стихи и в совершенстве владел английским языком. Любил живопись, литературу, скульптуру, шахматы.

Американская пресса назвала его «Мистер Нокаут». Величайший Мухаммед Али уважал Валерия Попенченко, когда как в советских газетах о боксёре высказывались не лестным образом, называя «корявым гением бокса». Какова ирония, что именно Попенченко, «боец без техники», стал единственным советским обладателем кубка Вэла Баркера. Награды, вручающейся самому техничному боксёру Олимпийских Игр.

Такую значимую личность советского спорта у нас в стране, где спортивные байопики (фильм-биография, который рассказывает о судьбе известной личности, основываясь на реальных фактах и событиях – прим.) стали обыденностью, не могли оставить без внимания. Режиссёр Артём Михалков, сын Никиты Сергеевича, заинтересовался личностью известного боксёра.

Сами съёмки начались в мае 2019 и растянулись на два с половиной года из-за грянувшей пандемии коронавируса. Процесс периодически стопорился, команду приходилось полностью распускать, но, несмотря на все сложности, фильм удалось закончить.

Режиссёр, сценаристы и актёры тщательно ознакомились с архивами, вели беседы с семьёй, друзьями, знакомыми. Многие сцены снимали в настоящих локациях тех лет. Виктор Хориняк, воплотивший образ Валерия Попенченко на экране, долгое время работал с заслуженным тренером СССР Константином Николаевичем Копцевым, да и в детстве профессионально занимался боксом. Оператор и постановщик потратили много времени для того, чтобы сделать боксёрский поединок в фильме зрелищным и захватывающим. И вот, наконец, картина выходит на большие экраны в кинотеатрах.

Артём не раз отмечал, что фильм не стремится быть документальной хроникой, художественное составляющее играет свою роль. На счёт некоторых моментов мы и сами не можем быть доподлинно уверенны, всё-таки многим с режиссёром поделилась жена. Максим Попенченко, признавался, что даже он раньше не слышал таких подробностей о своём отце. Однако без эпизодов постоянных стычек с хулиганами и задирами, несчастной первой любви и нерадивого «друга», фильм мог обойтись. Жизнь Валерия Владимировича была весьма интересна и без этих художественных излишеств. А вот, к примеру, хитрый план Кусикьянца и поединок на подпольных боях весьма органично вписываются в показанную историю.

Фильм во многом обретает краски, когда в кадре появляется именно Григорий Кусикьянц. Сергей Безруков — актёр на счету которого множество прекрасных киношных перевоплощений. И роль знаменитого тренера не стала для него исключением. Безруков безусловно выложился по максимуму. Что касается самого Валерия Попенченко, то Виктор Хориняк с ни меньшим упорством подошёл к воплощению этой роли. Все удары, комбинации и связки артист выполнял самостоятельно, сохранив и нестандартную технику Валерия Попенченко.

Съёмка и постановка финального боя вышла зрелищной, над сценами схватки Шульца и Попенченко приходилось работать долго, и помимо съёмочной группы на полную выкладывались и актёры, отрабатывая сцены ударов по нескольку раз.

И хотя настоящий бой за Олимпийское золото длился меньше минуты, в кино поединок пришлось растянуть на три сложных для Попенченко раунда. Однако, даже зная итог поединка, будучи уверенным в безоговорочной победе, ты всё равно с трепетанием сердца наблюдаешь за ним. Замираешь, когда соперники обмениваются ударами. Так работает художественное кино и для того, чтобы вызвать эмоциональный накал, порой приходиться идти в разрез с действительностью.

Валерий Попенченко был сильнейшим боксёром того времени, но даже он сталкивался с трудностями на пути к своему триумфу. Неудачи в личной жизни, детство без отца, погибшего на фронте, и неприязнь спортивных чиновников, готовые при любом удобном случаи вставить боксёру и его тренеру «палки в колёса». Но Попенченко сильный, и он не только побеждает соперников на ринге, но и побеждает самого себя. Становится тем, кем хочет, добивается целей, к которым стремится. И нет той преграды, которую он бы не смог отправить в нокаут.

Обязательно сходите в кино и посмотрите фильм «Мистер Нокаут»!

Сергей Новик.